МАСТЕРА

ГАЛЕРЕЯ

СТУДИИ

СУВЕНИРЫ

ДЛЯ ГОСТЕЙ


     Иван Александрович Шорин родился в 1860 году в деревне Выезд Гороховецкого уезда Красносельской волости Владимирской губернии в семье крестьянина, старообрядца поморско-брачного согласия Александра Петровича Шорина.

     Окончил  только начальную школу. Все свои знания получил практически, работая рядом с людьми образованными, получая от них специальные знания и передавая им в свою очередь практические навыки и сноровку. Так, например, во время службы с Строительной Конторе Бари А.В., он работал на многих стройках вместе, с молодым тогда, инженером Шуховым В.Г., занимая одинаковые должности – старшего мастера.

     Иван Александрович, уйдя на заработки, начал рабочим, затем, благодаря своим организаторским способностям  и полученным практически знаниям, выдвинулся в мастера и котельным мастером объездил всю Россию.

     Работал на строительстве резервуаров, нефтяных станций, изделий строительных конструкций и т.д. в Москве, Нижнем Новгороде, Орле, Царицыне, Батуми, Владикавказе и других городах.

     В начале 20 века он со своей семьей вернулся в город Гороховец, купил у С.И.Семенычева здания и оборудование котельного завода, дополнительно построил несколько цехов и приступил к производству котельных и судостроительных работ. Датой основания судостроительного завода принято считать  22 октября 1902 года, что подтверждается рядом документов. Завод изготовлял пароходные котлы, металлические речные и рейдовые нефтеналивные и сухогрузные баржи для рек Ока, Волга, Кама и Каспийского моря.

  В 1907 г. на Гороховецком котельно-судостроительном заводе была построена крупнейшая в мире нефтеналивная баржа «Марфа Посадница» длиной 172 м, шириной 24 м, высота борта составляла 3,85 метра, а грузоподъемность - 9150 тонн. Ее появление историки речного флота до сих пор квалифицируют не иначе как переворотом в речном судостроении. Постройку баржи заказал председатель Нижегородского биржевого общества Д.В.Сироткин. Проект этого судна «мнущего» воду типа был разработан и запатентован великим русским инженером В.Г.Шуховым, с которым И.А.Шорин был знаком. Однако чертежи Шухова были доработаны гороховчанами в техническом отделе завода Шорина с целью увеличения размеров судна. В результате водоизмещение баржи было увеличено почти в пять раз. В 1908-1910 гг. здесь были построены еще две подобные баржи: «Наталья Нарышкина» и «Боярыня Морозова», в 1913 году для Астраханского рейда построена баржа-больница длиной корпуса 200 метров.

    Иван Александрович много занимался благотворительной деятельностью. По всей округе, особенно в родных деревне и селе помогал крестьянам строиться. Отпускал с завода материалы – лес, кровельное железо, краски по оптовой цене.

     За свой счет построил в селе Красном детский Приют, а в 1913году в деревне Выезд – начальную школу на 100 мест. Во время Первой Мировой войны 1914-1918 годов  организовал и содержал солдатский лазарет на 25 коек.

     Будучи человеком верующим, построил в деревне Выезд и селе Красном молитвенные старообрядческие дома. 

     Иван Александрович очень любил природу, сельскую жизнь. До конца своих дней имел сельское хозяйство, хотя в этом, конечно, никакой необходимости не было. Восьмерых детей своих заставлял работать на поле и в саду, на сенокосе и уборке урожая.

    Как характерный штрих можно отметить, что отклонил предложение записаться в купцы и до конца жизни подписывался «Крестьянин дер. Выезд», и гордился этим.

   Скончался  26 марта 1918 года.  Похоронен на Выездском старообрядческом кладбище. По существовавшему обычаю гроб с телом покойного  несли из села до кладбища на руках, а все это время на заводе, по указанию заводского Комитета рабочих, раздавались прощальные гудки.

   И.А.Шорин, будучи хозяином завода, все руководство производством возложил на своего старшего  сына Михаила, которого на заводе  больше знали, чем самого хозяина.

     Михаил Иванович Шорин (сын И.А.) родился на станции Тихорецкая. Окончил Гороховецкое городское училище, работая затем с отцом, получал от него практические знания и пополнял их путем самообразования.     

     Вел большую общественную работу: был Гласным Гороховецкого Земства и Городского Самоуправления.

     В селе организовал библиотеку, принимал ближайшее участие в постройке Народного Дома, был долгие годы начальником добровольной пожарной дружины. В городе был одним из деятельных организаторов Общества Потребителей и Председателем Правления этого общества.

     В 1918 году, после смерти Ивана Александровича, завод был национализирован.

     В 1928 году была предпринята неудачная попытка обвинить управляющего заводом Михаила Ивановича во вредительстве, после чего он написал заявление об уходе и получил назначение на должность главного инженера судоремонтного завода в г.Сретенске Читинской губернии.

     В 1938 году после пожара в цеху Михаил Иванович Шорин был осужден и скончался в заключении. В 1957 году за отсутствием состава преступления был реабилитирован.

     Имел 4 сыновей. Жена Анастасия Семеновна (урожденная Семенычева) до конца жизни жила в Москве на Старом Арбате, много лет привечая людей из Гороховца с завода, который ранее принадлежал фамилии Шориных.

    Для своей семьи Шорин М.И. построил дом на улице Московской, который в настоящее время является архитектурным памятником деревянного зодчества. По замыслу архитектора Бруни гороховецкие плотники возвели деревянный терем, который какой-то необыкновенной былинной, затейливой, хотя и подновленной в духе начала XX века, красотой привлекает внимание.                        

 

При использовании материала ссылка на источник обязательна,

для коммерческого использования обязательно получение нашего  согласия.